Адрес центра:
115583, Москва, ул. Ясеневая, д. 1, корп. 3.
телефоны:
7(495)396-52-36
8(915)179-50-52
Телевидение:
Даты выхода в эфир
телевизионных интервью с
Г.А. Троян
03.10.1995г. - ТК "Столица"
26.02.2004г. - ТК "Столица"
25.03.1998г. - ТК "Экран 5"
13.05.1998г. - ТК "Экран 5"
18.12.1998г. - ТК "Экран 5"
17.10.1999г. - ТК "Экран 5"
01.04.2000г. - ТК "Экран 5"
25.11.2000г. - ТК "Экран 5"
10.04.2001г. - ТК "Экран 5"
29.11.2002г. - ТК "Экран 5"
|
Речь и общение
Человеческая речь, возникшая в процессе филогенеза параллельно с переходом к прямохождению и началом использования орудий
может считаться наиболее спецефичной особенностью, процессом, сыгравшим большую роль в становлении человека, в зарождении и развитии
культуры и цивилизации. Давайте рассмотрим, как развивается речь от рождения человека до его взросления.
Агуканье младенцев на 2-3 месяце – это первые звуки, связанные с развитием речи.
С третьего месяца агуканье переходит в лепет, социальное окружение играет очень важную роль. Окруженные заботой и любовью дети лепечут
намного чаще, разнообразнее, чем их сверстники, которым уделяют меньше внимания.
С шести месяцев ребенок уже начинает произносить звуки, которые он слышит вокруг себя.
После 7 - 8 месяцев очень часто бывает так, что дети вдруг неожиданно перестают лепетать и наступает определенный период немоты.
9 - 10 – месячный младенец стоит на грани произнесения первых слов.
Есть много доказательств того, что лепет играет определенную роль в развитии речи, ведь, как было сказано выше, звуки лепета постепенно
переходят в фонемы данного разговорного языка. Таким образом, первые разговорные слова ребенок начинает произносить примерно в годовалом
возрасте. Однако, прежде, чем прозвучат первые слова, появляется так называемая пассивная речь, когда младенец понимает, о чем говорят
другие. Есть определенные свидетельства того, что простые, односложные слова-запреты младенец понимает уже примерно в 6-ти месячном
возрасте, а в 8 - 9 месяцев его пониманию становятся доступными и короткие указательные или вопросительные предложения. Для понимания
гораздо большее значение, чем звучание слов, имеет интонация, ударение, сопровождающие жесты, мимика.
Ребенок понимает не слова, а содержание сказанного, не расчленяя при этом фразу на слова. Когда у 9-ти или 10-ти месячного ребенка спрашивают:
- Где мячик?
и он в ответ начинает искать этот предмет, вопросительное предложение для него не распадается на два слова, а представляет общую
группу звуков, связанную с деятельностью, направленной на поиски мяча. Если в вопросе «Где мячик?» имя существительное заменить другим
словом, например, «кукла», очень часто ребенок и в этом случае подает мячик. Происходит это потому, что он привык в очень
часто задаваемому вопросу: «Где мячик?»
Но вернемся к ребенку, которому исполнился год и он вот-вот должен произнести первые слова. Следует сказать, что первые слова, чаще
всего произносят в этом возрасте, но ребенок имеет право и на некоторое опоздание. По многим известным и неизвестным причинам
ребенок может заговорить на год или даже на два позднее. Если ребенок понимает обращенные к нему вопросы и правильно на них реагирует,
это значит, что он не только хорошо слышит, но и понимает все сказанное и правильно действует, поэтому родителям не следует беспокоиться,
если их ребенок не заговорит в годовалом возрасте. К специалисту нужно обратиться в том случае, если ребенок не заговорит и после того
как ему исполнилось три года.
Таким образом, мы подошли к первым словам. Все они очень просто и легко выговариваются. Кроме того, среди первых слов часто
присутствуют и звукоподражательные слова, например АВ-АВ, что означает «собаку» на языке ребенка.
И все же овладение речью не столь простой процесс для ребенка. Ведь для него АВ-АВ означает не только СОБАКУ и слово
МАМА может означать очень многое например: МАМА, ИДИ СЮДА, У МЕНЯ МОКРАЯ ПЕЛЕНКА, Я ХОЧУ ЕСТЬ, ВОЗЬМИ МЕНЯ НА РУКИ.
Таким образом, одно слово здесь играет роль целой фразы, смысловое содержание которой зависит от конкретных условий, и
поэтому первые слова, которые ребенок произносит примерно в годовалом возрасте, обычно называют односложными предложениями.
Другая особенность этих слов состоит в том, что они чрезвычайно тесно связаны с конкретной ситуацией. Они не строго соответствуют
определенному понятию, их значение может изменяться. Например, если годовалый ребенок смотрит в окно и видит на улице человека с
собакой, он показывает в их направлении рукой и произносит: АВ-АВ, доставляя удовольствие матери тем, что правильно назвал собаку.
Однако, вскоре после этого, увидев в окне идущего в ту же сторону человека без собаки, ребенок вновь показывает в окно и говорит АВ-АВ ,
поскольку ситуация та же; здесь АВ-АВ уже не связано с собакой. Этим подтверждается чрезвычайное разнообразие смыслового содержания слов,
произносимых ребенком, и обстоятельство, что они в сознании ребенка привязаны к ситуации и объекту.
За ситуативной речью следует период связной, контекстуальной речи.
К полутора – двум годам дети говорят уже довольно хорошо. Для этого возраста наиболее характерны фразы, состоящие из двух слов,
чаще всего подлежащего и сказуемого. Фраза из двух слов играет особую роль в процессе овладения речью.
Хотелось бы отметить, что многие психологические эксперименты свидетельствуют о том, что уже в этом возрасте речь ребенка имеет
какое-то скрытое информационное значение. Выдающийся советский психолог П.С.Выготский заметил, что, например, если ребенок попал в
чужеродную языковую среду, он гораздо меньше разговаривает сам с собой, занимаясь тем или иным делом. Таким образом, если ребенок чувствует,
что его не понимают, это снижает его речевую активность, хотя такая речь на первый взгляд лишена информационного значения.
Кроме того, в двухлетнем возрасте речь играет определенную, хотя и скрытую роль, в развитии мышления и стимулирования деятельной
активности ребенка. Ярким подтверждением этого может служить тот факт, что по мере усложнения задачи, которую он пытается разрешить,
ребенок все больше разговаривает. Чем легче задача, тем меньше он говорит.
Ребенок, освоивший уже фразы из двух слов, подошел в своем развитии к чрезвычайно важному этапу, когда он способен регистрировать и
прошедшие события. Такая речь приобретает настоящую информационную функцию. Начиная с этого момента можно различать следующие речевые
функции. Первой и важной функцией речи ребенка является задача установления социальных контактов, при этом особую роль приобретает
эмоциональный аспект речи. При помощи речи ребенок может общаться со взрослыми, причем независимо от содержания разговора,
такое общение может играть очень важную роль. «Папа, знаешь, что я хочу спросить?» - спрашивает ребенок в возрасте около трех лет,
хотя ему известно, что отец не имеет ни малейшего представления об этом – ведь вопрос еще не прозвучал. Ребенок и сам не знает и при
помощи такого вводного предложения старается поддержать контакт (связь) дох пор, пока ему в голову не придет мысль, которую он вслед
за этим и выскажет. Роль этой социально-эмоциональной функции речи чрезвычайно важна.
Речь имеет еще одну функцию, которую можно определить как желательно-требовательную функцию. Удельный вес этой функции возрастает с
расширением связей ребенка с объектами внешнего мира. Чем больше он постигает этот мир, тем сильнее становится стремление ребенка к
обладанию отдельными предметами, тем интенсивнее он использует речь для того, чтобы попросить помощи в приобретении предмета.
Кроме того речь играет важную роль и в получении информации. Таким образом, речь через вопросы и ответы позволяет ребенку знакомиться
с предметами и явлениями, с их существенными особенностями, причинными связями. Эта функция речи, связанная с поиском, собиранием информации,
проявляется примерно в возрасте двух – двух с половиной лет, который условно называют возрастом «А что это?». Ребенок этого возраста
бесчисленное количество раз спрашивает «что это?», просто заваливая родителей вопросами. Это происходит не от глупости, а потому,
что ребенок в этот момент использует и другую эмоциональную функцию речи, связанную с установлением социальных контактов.
В возрасте «ЧТО ЭТО», наряду с чувственной функцией для речевого общения характерен и интерес ребенка к данному предмету, а спустя
примерно год, в период «ПОЧЕМУ», его вопросы уже направлены на выяснение причинно-следственных связей. Ребенок трех – трех с половиной
лет забрасывает всех окружающих вопросами «почему?», тем самым он обращается уже к изучению причинных связей.
Очень важно, чтобы эти вопросы не оставались без ответа; при чем отвечать на них нужно не кое-как. Само собой разумеется, что оставленные
без внимания или ответа вопросы не увеличивают багажа знаний ребенка, но еще более опасно то, что такое отношение может отучить его от
задавания вопросов. Если ребенок видит, что все его вопросы напрасны, он будет спрашивать все меньше, и постепенно привыкнет к тому,
что вокруг есть очень много вещей, о которых он ничего не знает. Такой ребенок отвыкает от собирания информации, от расширения своих
знаний при помощи вопросов. К сожалению, мы очень часто встречаем детей и взрослых, смирившихся с существованием неизвестного вокруг них,
которым и в голову не приходит познать это неизвестное. Но отбить у детей вкус к вопросам можно и слишком сложными для их понимания ответами.
Ответы, непонятные для ребенка, наводят его на мысль, что задавать взрослым вопросы – дело бессмысленное, потому что все равно ответ
понять невозможно. Также это может привести к возникновению у ребенка чувства собственной неполноценности. Таким образом, ответы при любых
обстоятельствах должны быть совершенно понятны для ребенка и правдивы.
Вслед за рассмотрением функций речи обратимся к вопросу о ее связи с мышлением.
Человек воспринимает внешний мир, со всеми предметами и оттенками, не непосредственно, а через посредство речи. В психологии принято говорить
, что речь играет роль своего рода посредника между личностью и ее окружением. Речевое опосредование, т.е. тот факт, что в сознании
человека запечетлеваются словесные образы предметов. Особенно большой вклад в изучение процесса развития речевого опосредования внесли
советские психологи. Наблюдения свидетельствуют о том, что в возрасте 4 – 5 лет опосредование еще практически не проявляется.
Это заметно уже потому, что реакция, обычная для ребенка, видящего изображение какого-либо животного, не проявляется, если изображение
заменить названием животного. Эта способность мышления окончательно формируется к 10 – 12 годам.
Речь – это чрезвычайно важная, хотя и не единственная форма обмена мнениями, сбора и передачи информации. Таким образом, речь – это
коммуникация, но коммуникация – это не только речь, поскольку существуют и многие другие формы коммуникации. Коммуникативная связь
между матерью и ребенком устанавливается не с того времени, когда он начинает разговаривать, а практически с момента рождения.
Спецефической коммуникативной формой является интонация. В передаче информации могут участвовать также мимика и жесты.
Для нормального развития ребенка чрезвычайно важно, чтобы в коммуникативных процессах всегда существовал определенный баланс между
речью и прочими формами коммуникации. Ребенок должен научиться выражать себя жестами и понимать смысл жестов и мимику других людей.
Но если речь сопровождается другими коммуникативными формами, противоположными смыслу речевого сообщения, для ребенка это может стать
причиной тяжелых внутренних конфликтов. Например, то, что «я тебя очень люблю» можно высказать по-разному, причем это высказывание
может сопровождаться и дополнениями, свидетельствующими как раз об обратном. Родительские нотации типа: «я для тебя готовлю еду,
стираю, убираю, а ты такой неблагодарный» или «ради тебя я жертвую своей молодостью» и т.п. содержит вербальное сообщение,
подчеркивающее глубину родительской любви, но эти высказывания часто сопровождаются выражением совершенно обратных чувств.
Тем самым ребенок оказывается в неразрешимой для него конфликтной ситуации, обусловленной тем, что посредством двух коммуникативных
систем он получает два противоположных по значению сообщения. Совместить их невозможно, и постепенно ребенок приходит к необходимости
«выключать» одну из коммуникативных систем, и в результате ребенок постепенно перестает реагировать на соответствующие сигналы.
В свою очередь, это может служить причиной очень тяжелых конфликтов, заболеваний, неврозов и даже более серьезных нарушений психики.
Ребенок осваивает две коммуникативные системы практически одновременно, и обе они имеют большое значение. Например, благодаря умению
пользоваться жестами и мимикой и понимать их значение, ребенок приобретает способность к духовному отождествлению с окружением,
в частности приобретает способность любить. Как же ребенок учится этому чувству? Когда ребенок заболел, ему больно, он видит
склонившееся над ним лицо матери, ее жесты, выражающие сострадание, боль. Если это проявляется неоднократно, ребенок постепенно
научится вести себя точно также. В противном случае он утрачивает духовную связь с окружением, становится одиноким, перестает
владеть коммуникативной системой.
Директор Центра нетрадиционного
лечения речевых расстройств,
логопед Галина ТРОЯН
Другие статьи
Заикание у детей
Некоторые нетрадиционные приемы преодоления заикания
Дисграфия и дислексия
Задержка психического развития - ЗПР
Особенности задержки психического развития
|
|