|
Негосударственное образовательное учреждение Центр нетрадиционного лечения речевых расстройств(Некоммерческая организация) Зарегистрирована Московской регистрационной палатой 29 декабря 1997 года, свидетельство № 069.782. Лицензия правительства Москвы серия СЛОД Регистрационный номер 006584 КОД-Н |
|
Заикание у детейЗаикание у детей – расстройство речи с преимущественным нарушением коммуникативной ее функции. Для страдающих заиканием характерны затруднения устного общения с людьми. Легче заикающимся удается повторение услышанного,чтение вслух,различные формы репродуктивной речи,не требующей самостоятельного ее построения. Проявление заикания в письме встречается крайне редко. Внешне заикание выражается в прерывистости речи с характерным разрывом слова на слоги или звуки, его составляющие. Нарушение плавного течения речи порой сопровождается судорогоподобным напряжением речевой мускулатуры, возникающим только в момент говорения.Чаще всего заикание наблюдается у детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Причина заикания связана с перенапряжением или травмой нервной системы (общая и речевая перегрузка, детские инфекции, испуг, потрясения и т.д.), вызывающими нарушение регулятивных механизмов речи. Однако названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: конституциональная или приобретенная нервность, вегетативная дисфункция и т.п., снижающие устойчивость нервной системы ребенка. Заикание может быть связано с неврозами, психическими травмами, органическими поражениями центральной нервной системы и т.д. В некоторых случаях причиной заикания является подражание неправильной речи окружающих. Чаще всего заикание возникает у детей при переходе к развернутой самостоятельной речи. Сложность этого перехода состоит в том, что ребенку приходится овладевать фразовой речью, а следовательно, и новыми способами речевого общения. Элементарные формы речи связаны с непосредственным восприятием объектов. На этом уровне общения окружающие понимают речь ребенка с помощью ситуации, к которой его слова относятся (ситуационная речь). В отличие от этого пользование развернутой фразовой речью соответствует другим, более сложным формам общения. При помощи ее сообщается не только о наглядно воспринимаемых объектах или простейших эмоциях, но и о предметах, на которые нельзя указать в момент разговора, о ситуациях,имевших место в прошлом, о намерениях на будущее, о выводах, соображениях, о своем отношении к чему-либо и т.д. Переход к речи, понимаемой лишь при словесном контакте (контактная речь), не всегда протекает безболезненно. Контактная речь требует высокого уровня саморегуляции. Многие случаи заикания являются выражением дезорганизации речевого акта, происходящего в условиях развернутого общения с окружающими. Затруднения заикающегося ребенка в начале сказываются в своеобразном повторении слогов, слов, позволяющем ему выиграть время, чтобы подобрать нужные слова, обороты речи. Обычно такие явления вскоре исчезают,уступая место нормальному пользованию развернутой связной речью. Однако в некоторых менее благоприятных случаях прерывистость речи усиливается. Дальнейшая судьба подобных нарушений во многом зависит от условий воспитания ребенка, от организации разговорной среды. Прерывистость речи принимает затяжной характер обычно там, где переход от общения в наглядной ситуации к чисто словесным ее формам происходит у ребенка недостаточно постепенно, без надлежащей регуляции этого процесса. Большое значение имеет речь окружающих. Замечено, что у с к о р е н н а я речь лиц, воспитывающих ребенка, дефекты произношения и др. отклонения в их речи усиливают возможность появления заикания. Также неблагоприятно сказывается чрезмерно сложная, обобщенная речь окружающих, многоязычие, острые споры в присутствии ребенка, в особенности если ребенок стремится разобраться в содержании того, о чем говорят вокруг него. Заикание у детей возникает чаще всего в семье, где к речи маленького ребенка рано предъявляют непомерные требоваения, когда он подолгу пересказывает и воспроизводит услышанное. Нередко речь таких детей родители с гордостью демонстрируют перед посторонними. Детей заставляют читать трудные стихи, поощряют недетские обороты речи и выражения, что ведет к перенапряжению нервных сил ребенка. В некоторых случаях заикание возникает у детей при отставании речевого развития. Подобное явление чаще всего наблюдается у старших дошкольников и у тех школьников, у которых переход к развернутой речи наступает позднее. Такие дети позже начинают говорить, накопление слов и усвоение грамматических форм происходит у них медленно. Наряду с заиканием наблюдается проявление общего недоразвития речи. Для предупреждения заикания большое значение имеет правильное воспитание. Особую настороженность должно вызывать перенасыщение речевого запаса ребенка отвлеченными понятиями и сложными лексико-грамматическими конструкциями. Чрезмерный разрыв между пониманием слов и возможностью пользования ими способствует возникновению заикания. Нередко заикание как раз и начинается в момент аффективного напряжения, сопровождающего по тем или иным причинам усилия ребенка, направленные на то, чтобы извлечь слово из своего словарного запаса. Успех исправления заикания у детей зависит от давности его наступления. Наиболее благоприятен для исправления первый период его врозникновения. Только что возникшее заикание удается преодалеть при помощи «режима молчания». Суть его состоит в ограничении речевого общения с окружающими, но не путем запрета, а с помощью организации таких условий, при которых ребенок не должен поддерживать разговор, отвечать на вопросы и т.д. При «режиме молчания» допускается контакт с одним лицом, которое обращается к ребенку лишь по крайне необходимому поводу, вполголоса или шепотом. Временно надо убрать книги, перестать читать вслух, не задавать вопросов, требующих развернутого ответа, чтобы не создавать повода для заикания. При выполнении этого требования в начальный период заикания можно рассчитывать на скорое восстановление правильной речи. Если первый, наиболее благоприятный момент для исправления речи упущен и уже установилось стойкое заикание, необходимы систематические логопедические занятия. Прочитать статью в научно-методическом журнале "Дефектология" № 6 от 1995 года. Другие статьиНекоторые нетрадиционные приемы преодоления заиканияДисграфия и дислексия Особенности задержки психического развития Задержка психического развития - ЗПР |
Обзор прессы:О некоторых нетрадиционных приемах преодоления заикания Дарующая счастье. Доктор лечащий... мыслью Заикается каждый. Важно, как часто мы это делаем. |